アッシュ (assen) wrote,
アッシュ
assen

Categories:

На Массу! PcGame: Mass Effect. Обзор.

Приблизительно с недельку назад сидел и думал - во что бы такое поиграть на досуге? Долго думал, да ничего не придумал. А тут раз - в пиратской лавке привоз! Немедленно побежал проводить досмотр.
Привезли в тот раз, как водится, один шлак, но была среди дисков одна примечательная вещица от гвардейской орденоносной имени Д20 студии Биоваре:



В Масс Эффект поиграть хотелось давно. Шутка ли, нынче хороших научно-фантастических игр днём с огнём не сыскать. А тут Оно - всё в медалях, заваленное хвалебными отзывами разномастных критиков. Стало быть, схватив диск, побежал домой выпадая из порток, очень торопился. Хотя по дороге терзали смутные сомнения - а ну как не пойдёт буржуйское творенье на моём видавшем виды калькуляторе с монитором. Тут ведь пиксельные шейдеры 3 точка ноль, все дела. Но моя престарелая видеокарта не подвела и на этот раз. И это не смотря на то, что она пиксели третьи не особо поддерживает, и вообще в списке поддерживаемых устройств для игры её нету.

В общем, скормив Масс Эффекту остатки пластов жосткийдиска, приступил к просмотру. К просмотру, потому что изобретательные парни из Биоваре сделали всё так, чтобы игра выглядела ну чисто фильм: на скриншотах даже можно заметить некий графический эффект, фигурирующий под названием "noise" - этакая потёртость, искуссно имитирующая киношную плёнку, а может даже видеокассету VHS. Выглядит сурово, я бы даже сказал аутентично. Вполне уверен, что где-то я такое уже видел, но выглядит всё равно свежо и приятно.


Стало быть, смотрю. А в телевизоре кажут некую занимательную историю про достижения человеческой цивилизации в ажно 2183 году. Случилось так, что удачно засланные в ракете на Марс колонизаторы нашли там остатки древней цивилизации, покинувшей нас в незапамятные времена. Артефакты колонизаторам попались кошерные и человечество сделало
резкий скачок в развитии - как это обычно бывает, стало активней размножаться и заселять людишками всё, что к полу гвоздями не приколочено, попутно сея доброе, разумное, вечное и доллары.
А помогали, главным образом, во всём этом человечеству некие девайсы, понавешанные по всей галактике и соединённые в сеть, разгоняющие корабли до сверхзвуковых скоростей.
Понятное дело, что люди в итоге наткнулись на другие космические цивилизации, которые уже и в союз объединится успели. Как ни странно, людей не стали мочить в сортире, а дали некую свободу действий и
пригласили в альянс - на минорных ролях. Ну, а нашим политиканам это естественно не понравилось - они хотели рулить обозом. А точнее, они хотели поучаствовать в Совете - высшем исполнительном и законодательном органе Союза, заседающим на гигантской космической станции Цитадель. Но заседатели Совета не без оснований считали людей ещё не вполне подходящим материалом для столь крупной задачи. И тогда к проблеме решили подойти под другим углом. Дело в том, что у Совета есть подопечная организация милицейского характера - Спектры, которые занимаются тяжёлой оперативной работой на местах. Шпионаж, разведка, поимка особо опасных преступников и всё в таком же духе. Причём Спектры отвечают только перед Советом - общий закон, стало быть, для них фактически не писан. Попасть же в спектры может практически любой - отбор идёт строго исходя из индивидуальных качеств кандидатов. В то же время людей в Спектры ещё не брали, а это помогло бы продвижению человечества в Совет.

Ну и тут уже можно догадаться, что кандидат от человечества нашёлся - коммандер (затрудняюсь найти эквивалент звания в русском языке. нехай будет полкаш) Шеппард, протагонист.
Первое же задание Шеппарда, - изъятие Протеанского (это та самая древняя раса) артефакта с одной из колоний, - прошло не совсем гладко. А точнее, из рук вон. Предатели, злые человекоподобные роботы, глобальная угроза - всё включено. И теперь гражданке, а может быть даже гражданину, Шеппард придётся разруливать массу проблем по всей галактике.


***


Как только все заставки и болтовня закончились игра сходу удивила - оказалась вовсе не рпг, а шутером с элементами. То бишь, с одной стороны присутствует генерация персонажа, выбор класса, всякие навыки для раскачки и, главное,
многозначительные и затяжные разговоры со всеми встречными-поперечными. А вот с другой, львиную долю времени будет отнимать беготня по полям да бункерам с дробовиком наперевес. Или с пистолетом, или с автоматом, а может быть со снайперской винтовкой. Видов оружия всего четыре, но и здесь, на манер рпг, можно проводить апгрейды, плюс то же с бронёй. При этом каждый класс может использовать любой тип оружия, но прокачка соответствующих навыков даёт ощутимые плюсы. Например, используя снайперку без навыка, прицелиться будет практически невозможно - настолько сильно винтовка мотается из стороны в сторону в руках персонажа.
Также не стоит забывать про многочисленную боевую "магию", которая тут зовётся бионикой. Как и положено в любой рпг, бионика делится на боевую и защитную и если на лёгком уровне сложности можно ей вообще никогда не пользоваться, то на хардкоре и далее без бионики никуда. Особенно на боссах, которых есть тут.

И не стоит забывать, что в Масс Эффекте протагонист не сражается в одиночку - с ним постоянно телепаются два помошника, так что squad based combat и всё такое. Выглядит это примерно также как в Биоваревском же Knights of the Old Republic: битва происходит в реальном времени, но нажав пробел можно в спокойной обстановке раздать приказы помошникам в режиме паузы. И, опять-таки, на лёгком уровне можно смело про них забыть - сами справляются, а на более сложных зачастую приходится координировать действия.
Впрочем, так или иначе, здешний бой не является чем-то невероятно сложным, и используя укрытия, как в недавнем Gears of War, можно легко выйти из любой заварушки вообще без царапины. Спрятался за стенку, высунулся, отстрелил пару голов, снова спрятался, rinse and repeat. Соответственно не следует ждать от противников каких-то невероятных выкрутасов - здешние гады весьма тупы и их поведение зачастую сводится к выходу в ближний бой и задавливанию массой. Понятно, что это нисколько не раздражает, а даже наоборот - ведь голов отстрелить по ходу игры предстоит немало, невероятно прыткие и меткие враги нужны только мазохистам. Главное ведь удовольствие от процесса получить.


Кроме беготни и стрельбы игра состоит ещё из двух основных элементов: уже упомянутые многочисленные разговоры и полёты по туда-сюда по галактике.
Под командованием игрока находится межзвёздный корабль - Нормандия, - на котором тоже можно провести уйму времени. На корабле масса гуманоидов - команда и члены группы, и с каждым можно потрепаться за жизнь. Через это некоторых членов группы даже можно развести на секс.
По этому поводу, кстати, в зарубежной прессе был небольшой кипиш, когда неким даунам показалось, что секс (а именно, секс с инопланетянкой, в том числе лесбийский) не должен быть частью компьютерной игры и такую игру надо запретить нахрен. Понятно, что у даунов ничего не вышло - только больше ажиотажа нагнали.

Но главное, понятно, - полёты на Нормандии взад-назад. Галактика в этот раз представлена почти двумя десятками звёздных систем, в каждой из которых по несколько планетарных систем, где, как водится, несколько планет. Любую из представленных планет можно либо прозондировать, либо высадится туда с экскурсией. Зондирование ничего особенного из себя не представляет и нужно вроде как для побочных квестов на деньги. А вот высадка уже интересней.

Выброска на планету проходит с помощью универсального вездехода "Мако". Стало быть тут следует кататься. В целом всё это похоже на древний "Battlezone", где как известно можно было гонять на танчиках и, при желании, даже строить базу в перерывах между отстрелом супротивников - обычно американских, потому что все нормальные люди играли за Советский Союз.
В Масс Эффекте базу строить не надо, только гонять на вездеходе и постреливать. При этом на любой карте присутствует некоторое количество "интересных" мест: мусор, в виде упавших спутников и зондов, из которых можно выковырять что-нибудь полезное для группы, например ружьё (хотя с какого хрена - не совсем понятно); аномалии, обычно связанные с побочными квестами, а-ля "собери их всех"; плюс почти всегда на планете расположена база, либо бункер, где следует выполнить очередной побочный, либо не очень, квест.

Ну и в виде бонуса по карте кое-где натыканы неотмеченные залежи полезных ископаемых - за них дают деньги.
Правда с какого-то бодуна процесс изъятия к примеру платины ничем не отличается от вскрытия запертого сейфа - и там и там обрыдлая до невозможности мини-игра. Впрочем, списываю это на лень разрабов.
И, собственно, несмотря на то, что процесс освоения новых планет по сути во всех случаях одинаков, он остаётся интересен практически до самого конца игры. А это, я вам скажу, часов тридцать чистого времени - не меньше. Что, разумеется, немало для нынешних игр.

Сюжетные квесты на дальних планетах упоминать не буду, хоть они достаточно разнообразны, но всё в итоге сводится к "пристрели их всех".

Что же касается главного - разговоров, - то тут всё несколько неоднозначно.
С одной стороны их много, очень и очень много. Но их нельзя пропустить никак вообще, как и заставки - это несколько раздражает, особенно, если проходить игру по второму разу.
С другой стороны, много-то их много, но местами уж сильно упрощённо.
Скажем, одной фразой склонить к сотрудничеству главного гада, за которым гонялись по всей галактике, лишь из-за того, что прокачан навык "charm" - это в порядке вещей. При этом не стоит забывать, что это всё-таки игра, а не кино, или книжка - поэтому многие ролевые условности в диалогах можно простить, но временами выглядит дико, несуразно и топорно.
Лично меня, впрочем, не особо напрягало.

На фоне разговоров нельзя не упомянуть про деньги. Понятно, игровые. Так вот, зачем они там есть - я не знаю. Заработав свой первый игровой миллион, я понял, что дензнаки тут вообще не нужны никому. За всю игру я купил в магазине ровно три образца стрелкового оружия, одну броню и одну примочку для бионики.

Да и всё снаряжение как-то не доставляет рпг-шной радости, в плане - надел-порадовался. Это безусловно огорчает. Поэтому приходится дальше тупо отстреливать всё, что движется.

Кроме всего вышесказанного, хотелось бы ещё один интересный момент отметить. Масс эффект проходит по рейтингу 18+. То бишь, никаких детей не подпускать. Почему так - непонятно. Вероятно всё из-за той дурацкой сцены с сексом, которую я, кстати, так и не увидел, потому что мне было лень трепаться с персонажами.
Ничего кроме секса я в игре не углядел, что могло бы потянуть на такой суровый для игры рейтинг. Доподлинно не помню, но там вроде даже никто матом не ругается.


Некоторые граждане могут задаться вопросом: а где собственно в заметке написано, что в игру стоит играть, или наоборот? В общем-то, нигде.
Несмотря на однообразность выполняемых по ходу игры действий;
не взирая на проскальзывающую топорность в диалогах; не обращая внимания на насквозь клишированный сюжет из штампов всех возможных фантастических фильмов последних лет сорока; несмотря на всё это у Масс Эффекта есть главное - невероятная атмосферность.
Пускай сюжет - штамповка. Он всё равно получился интересный. Более того, хочется узнать - а что там дальше?
Вообще, если взять сценарий Эффекта и отдать киноделам, то получится очередной "День Независимости", а так получился отличный блокбастер от игр. Даже граждане Лэнс хенриксен и Сет Грин озвучивали некотрые роли в игре, между прочим.
Сделано в целом добротно, на совесть. И даже уже обещают сварганить трилогию.
Играть интересно настолько, что когда у меня сглючил пиратский диск, я немедленно побежал в лицензионную лавку и нахватил лицензионную же версию.
А потом пришёл домой и просидел у компа часов двенадцать практически неотрываясь, чего со мной не случалось со времён прокачки персов в Варкрафт. А это вм не на заборах всякое малевать.

В общем, категорически рекомендую любителям кинофантастики, а также поклонникам качественных игр - такие как эта появляются в своих жанрах раз в десять лет.
Tags: games, review
Subscribe

  • Boom! Headshot!

    А тем временем о Фаллауте 3 многое говорит тот факт, что пройдя его дважды - за хорошего и плохую - я его прошёл его ещё раз за два с половиной часа…

  • Два слова: адская боль1,5! х\ф Max Payne

    Третьего дня решил приобрести билет на просмотр в местном мультиплексе некоего кинофильма. Что характерно, на момент покупки места были все до…

  • Гениальное фуфло.

    Посмотрел на сон грядущий "художественный" фильм - "Сталкер", который я видел последний раз в далёком детстве. Гражданин Тарковский умеет снимать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Boom! Headshot!

    А тем временем о Фаллауте 3 многое говорит тот факт, что пройдя его дважды - за хорошего и плохую - я его прошёл его ещё раз за два с половиной часа…

  • Два слова: адская боль1,5! х\ф Max Payne

    Третьего дня решил приобрести билет на просмотр в местном мультиплексе некоего кинофильма. Что характерно, на момент покупки места были все до…

  • Гениальное фуфло.

    Посмотрел на сон грядущий "художественный" фильм - "Сталкер", который я видел последний раз в далёком детстве. Гражданин Тарковский умеет снимать…